Противостояние: Венгрия и Европейский союз

by Andrew Fackler at Flickr, edited. CC BY-NC 2.0
by Andrew Fackler at Flickr, edited. CC BY-NC 2.0
ДАРЬЯ СОБОЛЕВА, Венский университет

В 2017 году Венгрия приняла закон «О прозрачности организаций, получающих иностранную помощь». Согласно этому закону все неправительственные организации (НПО), получающие иностранное финансирование сверх определенной суммы, обязаны зарегистрироваться в качестве «организаций, получающих иностранную помощь» и указывать этот статус в своих публикациях и на государственном интернет-портале.

Закон также обязал венгерские НПО раскрывать источники пожертвований на сумму более 1500 евро. За несоблюдение этих требований организация может быть оштрафована или даже закрыта. Правительство оправдывало принятие такого закона необходимостью борьбы с отмыванием денег. Однако его многочисленные противники заявляют, что эти меры призваны придушить деятельность организаций, работающих в сфере защиты прав человека.

Было подчеркнуто, что венгерские НПО уже и так соблюдают установленные на международном уровне стандарты прозрачности и что навешиваемый на них ярлык «иностранного финансирования» несет в себе негативный подтекст, в том числе намек на то, что организация якобы представляет угрозу национальной безопасности.

Закон вызвал обеспокоенность и протесты со стороны НПО, в результате чего Европейская комиссия подала жалобу на правительство Венгрии в Европейский суд в Гааге. В июне 2020 года Европейский суд постановил, что закон противоречит договорам ЕС, поскольку вводит «[…] дискриминационные и необоснованные ограничения в отношении как организаций, о которых идет речь, так и лиц, оказывающих им поддержку». Суд постановил, что закон нарушает статью 63 (свободное перемещение капиталов) Договора о функционировании Европейского Союза, а также статью 7 (уважение частной жизни), статью 8 (защита данных личного характера) и статью 12 (свобода объединения) Хартии основных прав ЕС.

Теперь Венгрия обязана в соответствии с правом ЕС внести поправки в свое законодательство о прозрачности. Однако этого не произошло, и в течение трех лет с момента вступления закона в силу на многие НПО повесили ярлык «получателей иностранной помощи», подвергнув их публичному очернению. Хотя решение Европейского суда было воспринято как победа венгерских НПО, будущее гражданского сектора в стране остается туманным.

Share:

At Loggerheads: Hungary And the European Union

by Andrew Fackler at Flickr, edited. CC BY-NC 2.0
by Andrew Fackler at Flickr, edited. CC BY-NC 2.0
By DARYA SOBOLEVA, University of Vienna

In 2017, Hungary introduced a law on the ‘Transparency of Organisations Supported from Abroad’. Under its remit, all non-governmental organisations (NGOs) receiving foreign funding above a certain amount had to register as an ‘organisation supported from abroad’ and indicate their status in subsequent publications and the government’s e-platform.

The law also forced Hungarian NGOs to disclose who made donations of more than EUR 1,500. Organisations that failed to comply could be fined or even shut down. The government’s justification for the legislation was to control money laundering. Many have pushed back, however, saying that these measures were aimed to stifle those working in the field of human rights protection.

It was pointed out that Hungarian NGOs were already subject to the internationally confirmed transparency requirements and that the label of ‘foreign-funded groups’ was a loaded one, often tinged with the idea that the organisation was a security threat.

The legislation raised concerns and protest from NGOs and, as a result, the European Commission took the government to the European Court of Justice (ECJ). There, in June 2020, the ECJ ruled that the law contravened the EU Treaties by introducing "[…] discriminatory and unjustified restriction with regard to both the organisations at issue and the persons granting them such support." The court further ruled that the law broke Article 63 of the Treaty on the Functioning of the European Union (the free movement of capital), Article 7 (respect for private life), Article 8 (protection of personal data), and Article 12 (freedom of association) of the EU Charter of Fundamental Rights.

The Hungarian state is now obligated, through EU law, to amend its transparency legislation. However, it has not done so, and in the three years since it came into force, many NGOs have been labelled as ‘supported from abroad’ and publicly denounced. Even though the ECJ ruling was considered a victory for Hungarian NGOs, the future for the sector within the country is still murky.

Share: