Гражданские права в Венгрии: шаг назад

image-7
ЖОФИЯ МОЛДОВА, Венгерский Хельсинкский комитет

Опираясь на парламентское большинство в две трети голосов, правительство Венгрии вот уже более десяти лет игнорирует конституционное ограничение своей власти и систематически подрывает систему сдержек и противовесов, изменяя структуру и штат якобы этих независимых государственных институтов.1

После кризиса беженцев 2015 года критикующие правительство неправительственные организации (НКО) попали под удар мощной государственной пропагандистской машины.2

Это произошло сразу по нескольким направлениям. Во-первых, в силу своей резко антимигрантской позиции правительство стало характеризовать НКО и их волонтеров в политическом дискурсе не иначе как в «врагами государства». В период с лета 2013 до весны 2014 года чиновники открыто заявляли, что НКО – «политические активисты, проплаченные иностранными группами интересов», которые «получают зарплату от иностранных структур» и [стремятся] оказывать влияние на жизнь Венгрии в определенные моменты и в отношении определенных вопросов».3

Затем государство задействовало инструменты власти и контроля. В мае 2014 года Государственное контрольное управление начало проверки организаций-операторов Фонда ЕЭЗ/Норвегии и их грантополучателей. Организации-операторы управляли средствами, которые выделялись венгерским неправительственным организациям в виде грантов ЕЭЗ и Норвегии. Грантовое финансирование получали в том числе и многие НКО, критикующие правительство. В сентябре 2014 года полицейские пришли с обысками в офисы двух организаций, управляющих Фондом норвежских грантов. Никаких доказательств противозаконной деятельности они не нашли. 4

В 2017 году был принят дискриминационный закон,5 обязывающий венгерские НКО объявлять себя «организациями, финансируемыми из-за рубежа», если они получают не менее 22000 евро в год из источников за пределами страны. Позднее Суд Европейского Союза постановил, что этот закон противоречит законодательству ЕС. Однако правительство Венгрии попросту проигнорировало решение Суда ЕС. Недавно созданный государством фонд Tempus отклонил заявку на европейский грант, которую подал Фонд «Сила человечества» (Emberség Erejével), по причине несоблюдения соискателем закона о «зарубежном финансировании». 6

В 2018 году венгерский парламент принял пакет законов, устанавливающих уголовную ответственность за оказание помощи просителям убежища.7 Законодательство, ограничивающее возможность для НКО участвовать в делах о предоставлении убежища, было принято вопреки протестам со стороны Европейского Союза и правозащитных организаций. Пакет законов, получивший официальное название «Стоп Сорос», вводит уголовную ответственность и тюремные сроки за помощь нелегальным мигрантам в получении убежища в Венгрии.

В ноябре 2019 года Верховный суд Венгрии вынес постановление по делу о проведении в 2017 году «национального консультативного опроса» (маркетинговой кампании с прямой рассылкой писем каждой венгерской семье), в рамках которого имели место ложные утверждения о Венгерском Хельсинкском комитете. Верховный суд постановил, что государство нанесло ущерб репутации НКО, и обязал канцелярию премьер-министра выплатить ей 2 миллиона венгерских форинтов (около 6500 долларов США) в качестве компенсации.8

В 2020 году, до пандемии Covid-19, правительственная риторика приняла еще более враждебный характер. Венгерский Хельсинкский комитет подвергся нападкам за реализацию права, предоставленного НКО Комитетом министров, осуществлять надзор за исполнением судебных решений. В обиход был введен новый термин - «тюремный бизнес». 15 мая 2020 года госсекретарь Минюста заявил: «Тюремный бизнес – это бизнес псевдозащитников гражданских прав и адвокатов, большинство которых явно связаны с левыми политическими силами и организациями Сороса […]. Это заявление [согласно Правилу 9] составлено так, чтобы господин [намек на Джорджа Сороса] погладил их по головке [...]» 9

Вот в такой атмосфере в 2020 году нашу НКО со штатом из 35 сотрудников, помогающих нескольким тысячам человек в год, стали считать врагом государства.

Figyelő – журнал, являющийся частью государственной машины пропаганды. В 2018 году меня, наряду со многими экспертами, включили в список «наемников» Джорджа Сороса и врагов государства, обслуживающих иностранные интересы. Я горжусь тем, что нахожусь в этом списке вместе с преподавателями Центральноевропейского университета и сотрудниками таких организаций, как Венгерский Хельсинкский комитет, Amnesty International в Венгрии и Transparency International. Здесь я в компании тех, кто занимается научными исследованиями, образованием и защитой прав человека.

Share:
  1. The State of Play Regarding the Rule of Law in Hungary – an Illiberal State 10 Years in the Making, 2020, available here
  2. https://fra.europa.eu/sites/default/files/fra_uploads/hungary-civil-space_en.pdf
  3. https://www.economist.com/international/2014/09/12/donors-keep-out
  4. http://www.eu-norway.org/news1/Unacceptable-police-raid-on-EEA-and-Norway-Grants-fund-operator-in-Hungary-/#.YAb0JfZFzIU
  5. Закон LXXVI от 2017 г. о прозрачности организаций, получающих иностранную поддержку
  6. https://www.emberseg.hu/en/2020/10/05/tpf-rejected-our-application-for-eu-funding-over-unlawful-foreign-agent-law/
  7. Совместное заключение Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия) и Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ ОБСЕ) по так называемому проекту законов «Стоп Сорос» см. на сайте: https://www.venice.coe.int/webforms/documents/default.aspx?pdffile=CDL-AD(2018)013-e
  8. https://www.helsinki.hu/en/hhc-wins-lawsuit-against-cabinet/
  9. https://www.origo.hu/itthon/20200514-volner-a-bortonbiznisz-az-alcivilek-es-a-soroshoz-kotheto-ugyvedek-uzlete.html

How Civil Rights Have Taken A Step Back in Hungary

image-7
By ZSÓFIA MOLDOVA, Hungarian Helsinki Committee

The Hungarian government, with the backing of a two-thirds supermajority in parliament, has disregarded limits on its powers for over a decade. To do so, it has systematically undermined constitutional checks-and-balances by restructuring and re-staffing these supposedly independent institutions.1

After the refugee crisis of 2015, non-governmental organisations (NGOs) critical of the government have been targeted by the state’s overwhelming propaganda machinery.2

This has happened in a number of ways. Firstly, due to the government’s anti-migrant stance, NGOs and their volunteers have been characterised in political discourse as ‘enemies of the state’. Between summer 2013 and spring 2014, government officials openly stated that NGOs were “political activists paid by foreign interest groups”, were on “foreign payrolls”, and “[wished] to influence Hungarian life in certain moments and with regard to certain issues”.3

The government then began to apply a toolbox of powers and instruments. In May 2014, the Government Control Office began an audit of organisations administering the EEA/Norway Grants NGO Fund and their grantees. It has been tasked with managing the funds allocated to NGOs in Hungary through the EEA and Norway Grants. Numerous NGOs critical of the government have also received funding. In September 2014, The offices of two organisations administering the Norway Grants NGO Fund were raided by police. No evidence of illegality was revealed.4

In 2017, a law5 was introduced that smeared Hungarian NGOs by requiring them to declare themselves ‘foreign-funded organisations’ if they received at least €22,000 a year from sources outside of the country. The Court of Justice of the European Union would later rule that this was in breach of EU law. Since then, the government has done nothing to respect that court’s ruling and has instead ignored it. Recently, a government-established public foundation, Tempus, rejected an NGO’s EU grant application from the Power of Humanity Foundation (Emberség Erejével) over non-compliance with the impugned legislation. 6

In 2018, the Hungarian parliament passed a series of laws that criminalised any individual or group that offered help to asylum seekers.7 This legislation restricted the ability of NGOs to act in asylum cases, and was passed despite protest from the European Union and human rights groups. Under the law, officially called ‘Stop Soros’, individuals or groups that helped illegal migrants gain asylum in Hungary could be punished with imprisonment.

In November 2019, the Supreme Court of Hungary ruled on a 2017 ‘national consultation survey’ (a direct marketing campaign of letters sent to every Hungarian household), which contained false allegations about the Hungarian Helsinki Committee. The Supreme Court ruled that the government had damaged the NGO’s reputation and ordered the Office of the Prime Minister to pay 2 million Hungarian Forints (about USD 6,500) in damages.8

In 2020, prior to the Covid-19 pandemic, government rhetoric in this area became even more hostile. The Hungarian Helsinki Committee was attacked for exercising a right provided to NGOs by the rules of the Committee of Ministers for the supervision of the execution of judgments. A new term, ‘prison business’, was introduced. On 15 May 2020, the Secretary of State of the Justice Ministry said: “[The] prison business is the business of pseudo-civil rights defenders and lawyers, most of whom can be clearly linked to the political left and Soros-organisations […] This [Rule 9] submission was obviously written so that their master [reference to George Soros] would stroke their little heads [...].”9

It is in this atmosphere that, by 2020, our NGO with 35 staff members helping several thousand people a year has come to be considered an enemy of the state.

Figyelő is a magazine that forms part of the government’s propaganda machinery. In 2018, I was listed, alongside many experts, as a ‘mercenary’ of George Soros and an enemy of the state serving foreign interests.10 I am proud to be on that list alongside lecturers at the Central European University and other NGO staff for organisations such as the Hungarian Helsinki Committee, Amnesty International Hungary, and Transparency International. I am in the company of those devoted to academic research, education, and the protection of human rights.

Share:
  1. The State of Play Regarding the Rule of Law in Hungary – an Illiberal State 10 Years in the Making, 2020, available here
  2. https://fra.europa.eu/sites/default/files/fra_uploads/hungary-civil-space_en.pdf
  3. https://www.economist.com/international/2014/09/12/donors-keep-out
  4. http://www.eu-norway.org/news1/Unacceptable-police-raid-on-EEA-and-Norway-Grants-fund-operator-in-Hungary-/#.YAb0JfZFzIU
  5. Act LXXVI of 2017 on the Transparency of Organisations Supported from Abroad
  6. https://www.emberseg.hu/en/2020/10/05/tpf-rejected-our-application-for-eu-funding-over-unlawful-foreign-agent-law/
  7. The joint opinion of the European Commission for Democracy Through Law (Venice Commission) and OSCE Office for Democratic Institutions and Human Rights (OSCE/ODIHR) on the so-called ‘Stop Soros’ draft legislative package is available here: https://www.venice.coe.int/webforms/documents/default.aspx?pdffile=CDL-AD(2018)013-e
  8. https://www.helsinki.hu/en/hhc-wins-lawsuit-against-cabinet/
  9. https://www.origo.hu/itthon/20200514-volner-a-bortonbiznisz-az-alcivilek-es-a-soroshoz-kotheto-ugyvedek-uzlete.html
  10. xxx