Свобода теряет оперение: тенденции законодательства о гражданских правах в Европейском союзе

by jepoirrier at Flickr. CC BY-SA 2.0
by jepoirrier at Flickr. CC BY-SA 2.0
ФИЛИП ПАЗДЕРСКИ, Институт общественных дел & Европейский гражданский форум

Говоря о сужении пространства для гражданского общества и ограничении свободы объединений в Европейском Союзе, мы в первую очередь обращаем внимание на «обычных подозреваемых» – несколько государств Европейского Союза, в основном присоединившихся после 2004 года, где в последнее время наблюдается особенно резкое ухудшение ситуации. Но читая сообщения о положении в ЕС в целом, мы везде отмечаем неблагоприятные условия для деятельности неправительственных организаций (НПО): по данным последнего мониторинга CIVICUS, пространство для гражданского общества в 14 странах ЕС оценивается как открытое, в 13 – как сужающееся и в одной стране (Венгрии) – как закрытое (CIVICUS, 2020).

Тенденции к ограничению свободы объединений наблюдаются даже в странах, где ситуация считается благополучной. Мы видим, как правительства копируют друг у друга способы ограничения деятельности организаций, которые власть считает враждебными. Большинство таких способов относятся к одной из четырех категорий:

  • Формирование подозрительного отношения к НПО под предлогом того, что они якобы действуют в интересах неких групп, а не на благо общества.
  • Ограничение доступа некоторых организаций к финансированию, часто в связи с первым пунктом.
  • Внесение законодательных изменений с негативными последствиями для организаций, работающих в некоторых сферах.
  • Изменения законов и политики, препятствующие участию организаций в процессах принятия решений и гражданского диалога.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПОДОЗРИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ

Высказывания о «политической ангажированности» некоторых НПО или осуществлении ими «политической деятельности» нередко звучат в Чешской Республике, Венгрии, Польше и Словакии. (CSOSI 2019). Обычно такие утверждения имеют целью лишить НПО легитимности – особенно среди тех, чья деятельность раздражает власть имущих – а затем воспрепятствовать их работе. Еще одна цель – оказать парализующее воздействие на неправительственные организации в целом. Иногда власти ограничиваются словесными обвинениями, но время от времени возникают и правовые проблемы. Так, в трех странах ЕС в последнее время отмечено наступление на «политическую» деятельность гражданского общества (Activizenship 2019: 14).

В феврале 2019 года Федеральный финансовый суд Германии вынес решение по делу немецкого отделения Ассоциации за налогообложение финансовых сделок для оказания помощи гражданам (ATTAC). Организация обратилась в суд после того, как немецкие налоговые органы сочли ее деятельность слишком политической, чтобы считать ее осуществляемой в интересах общества (критерий, дающий НПО право на освобождение от налогов). Суд вынес постановление, согласно которому «влияние на принятие политических решений и формирование общественного мнения […] не служит благотворительной цели» (Civic Space Watch, 2019).

В Ирландии произошли похожие события, но уже в связи с Законом о выборах (с поправками 2001 года), применение которого распространили на адвокационную работу НПО по вопросам прав человека, включая право на доступ к образованию и право на аборт. Закон содержит запрет на иностранные пожертвования «третьим сторонам», проводящим кампании в «политических целях», и ограничивает суммы анонимных и некоторых других пожертвований, полученных в том числе и вне периода избирательной кампании. Также закон требует от организаций, участвующих в таких кампаниях, открывать отдельный банковский счет, предназначенный для пожертвований на «политические цели». На основании этих положений НПО обязывали вернуть средства, полученные из-за рубежа, и значительные суммы других пожертвований, прежде чем вести кампании в преддверии ирландского референдума по поправке к конституции, запрещающей аборты ( Activizenship 2020: 123; ICCL 2018).

В Великобритании принят Закон 2014 года о прозрачности лоббирования, ведения беспартийной кампании и управления профсоюзами, который внес поправки в прежнее избирательное законодательство. Закон обязывает внепартийных участников избирательной кампании, в том числе НПО, регистрироваться в этом качестве и декларировать избиркому свои расходы, если их сумма превышает определенный порог или если деятельность организации может повлиять на результат выборов (Activizenship 2019: 14). Эта норма может применяться к расходам организаций ретроспективно – как это произошло во время внеочередных выборов 2017 года, когда благотворительные организации, занимающиеся вопросами социальной помощи и жилья, сообщали, что «боятся высказывать свое мнение» (The Guardian, 2017). Оба закона – и ирландский и британский – подверглись критике со стороны бывшего Спецдокладчика ООН по вопросу о правах на свободу мирных собраний и ассоциации за их «парализующее воздействие» на работу НПО (UN, HRC 2017).

В подобной атмосфере недоверия к НПО как минимум 10 стран (Бельгия, Дания, Германия, Греция, Италия, Нидерланды, Португалия, Румыния, Словакия и Испания) в период с июня 2018 года по июнь 2019 года инициировали или приняли законы о борьбе с отмыванием денежных средств и законы о прозрачности, потенциально способные препятствовать деятельности гражданского общества (Activizenship 2019: 16-17). Во многом это было связано с транспозицией на национальный уровень 4-й Директивы ЕС по борьбе с отмыванием денежных средств (Directive (EU) 2015/84). Результатом стали зарегулированность и чрезмерное бюрократическое бремя для НПО, особый характер деятельности которых не был учтен при принятии законов. Кроме того, законодательство предусматривает несоразмерные санкции за несоблюдение установленных правил, а также есть опасения относительно сохранности персональной информации физлиц – доноров и бенефициаров НПО. То, что законодательство не адаптировано к специфической ситуации НПО, объясняется просто: ни в одной из стран, за исключением Словакии, неправительственные организации не принимали участие в его разработке (Activizenship 2019: 19).

 

ОГРАНИЧЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Под видом обеспечения прозрачности государства вводят дополнительные требования и ограничения для НПО. Так появились проекты законов и политики, которые призваны заставить НПО чаще отчитываться о полученном финансировании в целом и особенно подробно – о зарубежном финансировании (Activizenship 2019: 18). Такие инициативы нередко сопровождаются клеветническими кампаниями, обличающими НПО как «иностранных агентов» (смотри, например, CSOSI 2019: Slovakia, CSOSI 2019: Romania, CSOSI 2019: Bulgaria). Вслед за венгерским законом 2018 года о прозрачности организаций (который Суд ЕС признал нарушением свободы объединений) в 2020 году аналогичные законы были предложены или приняты в ряде других стран, включая Польшу, Болгарию и Грецию. Декларируемая цель таких законов – повышение прозрачности, но фактически они создают непосильное бремя для гражданского сектора и ведут к его стигматизации (Activizenship 2020: 13).

Группа болгарских депутатов от правящей коалиции внесла пакет поправок к Закону о некоммерческих юридических лицах (Закон об НПО) и ряду других законов. Принятие этих поправок обяжет некоммерческие организации со статусом общественно-полезных отчитываться о доходах из иностранных источников в сумме свыше примерно 500 евро в течение семи дней с момента их получения. При повторном несоблюдении требования организация может быть ликвидирована.

В Греции в начале 2020 года принят закон, по которому НПО, работающие с мигрантами, в рамках обязательной перерегистрации должны будут разместить в публичном реестре сведения о своих членах и сотрудниках (Spyratou 2020: 108-111).

Попытки принять подобное законодательство предпринимались также в Нидерландах, Германии, Бельгии, Дании и Польше.

 

ВВЕДЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

Еще задолго до всемирной пандемии COVID-19 правительства находили различные способы ограничить свободу объединений. С этой целью против активистов и организаций применялись законы об общественной безопасности и о борьбе с терроризмом. В Великобритании в сентябре 2017 года в прессу просочились документы, свидетельствующие о применении антитеррористических стратегий для слежки за мусульманскими активистами и благотворительными программами, а также за активистами антивоенных, антифрекинговых, пропалестинских кампаний, противниками режима жесткой экономии и защитниками прав животных (CIVICUS Monitor 2018; UN, HRC 2017). В Испании, начиная с 2017 года, антитеррористическое законодательство гораздо чаще применялось против активистов и инакомыслящих (The Guardian 2018).

Во Франции после убийства Самюэля Пати в октябре 2020 года министр внутренних дел объявил, что правительство в течение двух недель выступит с предложением о роспуске организации Collectif contre l'Islamophobie en France (CCIF). На каком основании это планировалось сделать, министр не уточнил. (ECNL 2020). Такое решение, по-видимому, будет нарушением международных и европейских норм, определяющих, в каких случаях допустим принудительный роспуск организации.

Во Франции и Германии принятие Европейской директивы 2016 года о коммерческой тайне (Directive (EU) 2016/943), призванной защищать деловую информацию частного бизнеса, может привести к трудностям работы НПО с информацией. Федеральный закон Германии 19/4724 дает очень широкое определение «коммерческой тайны» и не содержит прямого исключения из действия закона для журналистов.

Подобные опасения высказывались и в отношении закона Франции о коммерческой тайне (LOI n° 2018-670). Веское оправдание таких опасений – возросшее в последнее время число судебных исков со стороны корпораций в отношении журналистов и НПО, пытающихся привлечь их к ответу – так называемые стратегические иски против участия общественности (SLAPP). Такие судебные дела отмечены во Франции, Великобритании, Португалии и Эстонии, причем большинство исков поданы против активистов и НПО, занимающихся защитой экологии (включая контроль деятельности добывающих отраслей) и прав животных (Activizenship 2019: 27).

Чрезвычайные меры противодействия пандемии COVID-19 послужили предлогом для инициирования законодательства, ограничивающего возможности экологических и природоохранных НПО выполнять их работу. Правительство Словении изменило критерии доступа НПО к результатам оценки воздействия на окружающую среду при получении разрешений на строительство (Activizenship 2020: 34). Аналогичный подход использовала и Польша в рамках так называемого антикризисного законодательства.

 

ПРЕПЯТСТВИЯ ОБЩЕСТВЕННОМУ УЧАСТИЮ

И наконец, в последние годы мы все чаще наблюдаем попытки ослабить влияние НПО на процессы принятия решений. Это проявилось в таких вопросах, как доступность представляющей общественный интерес информации, непрозрачность или фиктивность процедур участия в процессах принятия решений, ограничения адвокационной деятельности, сложность получения доступа к определяющим политику лицам, общественные консультации.

В Австрии в октябре 2018 года Австрийская народная партия (ÖVP) и Партия свободы (FPÖ) в срочном порядке внесли в Закон об оценке воздействия на окружающую среду поправку, не позволяющую проводить такую оценку организациям, насчитывающим менее 100 членов (CIVICUS Monitor 2019).

В Германии на съезде правящего Христианско-демократического союза (ХДС) прозвучал призыв к законодательным изменениям, которые не позволят экологическим организациям подавать в суд на правительство за нарушение экологических стандартов (Civic Space Watch2019). Подобные изменения в 2019 году были также инициированы в Польше в отношении Directive 2011/92/EU.

Предложенные в Болгарии поправки к закону об НПО призваны сократить некоторые функции Совета по развитию гражданского общества (консультативного органа при Совете министров), в том числе лишить его права устанавливать приоритеты государственного финансирования гражданского сектора и распределять государственные средства среди организаций (Letter from Bulgarian CSOs 2020). В этой связи стоит упомянуть и законодательные изменения, предложенные в Словении, Польше, Хорватии и Чехии (см. ECF 2020 and CSE2020).

Все, о чем говорилось выше, еще раз подтверждает необходимость внимательно следить за тем, как изменения в законодательстве и правоприменении влияют на свободу объединений. Независимо от общей ситуации гражданского общества в той или иной стране, повсюду есть неправительственные организации, деятельности которых сегодня препятствуют законодательные ограничения. Этим организациям полезно было бы обмениваться опытом преодоления таких проблем.

Share:

Liberty Begins to Lose Its Feathers: Trends in Civil Rights Legislation Across the European Union

by jepoirrier at Flickr. CC BY-SA 2.0
by jepoirrier at Flickr. CC BY-SA 2.0
By FILIP PAZDERSKI, Institute of Public Affairs & European Civic Forum

We tend to discuss the usual suspects when we talk about civic space restrictions and freedom of association within the European Union. These include a few member states, mostly those that joined after 2004, where most severe deteriorations have taken place in recent years. However, when we look at reports across the whole EU, we see a generally unfavourable situation for non-governmental organisations (NGOs): the latest CIVICUS Civic Space Monitor shows that 14 EU Member States are rated as open, 13 as narrowed, and one (Hungary) as obstructed (CIVICUS, 2020).

But even in countries where the situation is deemed to be positive, several trends are limiting the freedom of association. We see governments copying solutions while trying to obstruct the activities of organisations they see as hostile. These often fall under four umbrellas:

  • The creation, through suspicion, of the notion that NGOs are working on behalf of special interest groups rather than for the benefit of the public.
  • The restriction of access to funding for some organisations, often in relation to the point above.
  • The imposition of legal changes affecting organisations operating in certain areas.
  • The implementation of changes that hinder organisations in the decision-making and civil dialogue processes.

 

CREATING THROUGH SUSPICION

Allegations that certain NGOs have been ‘politically driven’ or conducting ‘political activity’ have arisen in the Czech Republic, Hungary, Poland, and Slovakia. (CSOSI 2019). The aim, usually, is to delegitimise NGOs, especially in those areas unfavourable to those in power, and then hinder their activities. Another objective is to create a chilling effect on NGOs. An accusation is sometimes enough, but from time to time legal challenges arise. This targeting of the ‘political’ activities of civil society has recently been observed in three countries in the European Union (Activizenship 2019: 14).

In February 2019, the German Federal Fiscal Court ruled in the case of the German branch of the Association Taxation of Financial Transactions and for Citizens’ Action (Attac). This NGO went to court after the German tax authorities considered that its activities were too political to be considered as carried out for public benefit (allowing NGOs to benefit from tax exemptions). According to the court’s ruling “influencing political decision-making and shaping public opinion […] does not fulfil a charitable purpose” (Civic Space Watch, 2019).

In Ireland, similar developments concerned extending application of the Electoral Act (as amended in 2001) to the advocacy work conducted by NGOs on human rights issues, including the right to access to education and the right to abortion. Enshrined in this law was a ban on donations to ‘third parties’ campaigning for ‘political purposes’ from abroad, limiting the value of donations from anonymous and any other sources, beyond election times. This law also required entities taking part in such campaigns to open a separate bank account dedicated to donations for ‘political purposes’. Based on these regulations, NGOs were asked to return funding from abroad or any significant donation received before the Irish referendum on the constitutional amendment prohibiting abortion ( Activizenship 2020: 123; ICCL 2018).

In the United Kingdom, the Transparency of Lobbying, Non-party Campaigning and Trade Union Administration Act 2014 was adopted, amending previous electoral legislation. The law forces non-party campaigners, including NGOs, to register as such and declare expenditures to the Electoral Commission if their spending surpasses a certain threshold or if their activities could influence the result of the elections (Activizenship 2019: 14). Such provision can be applied retrospectively to the spending of organisations, as happened during the 2017 snap elections, when social care and housing charities reported “being scared to speak out” (The Guardian, 2017). Both legislations, Irish and British, were criticised as having a ‘chilling effect’ on NGOs’ work by the former UN Special Rapporteur on the Rights to Freedom of Peaceful Assembly and of Association (UN, HRC 2017).

In a similar climate of mistrust towards NGOs, between June 2018 and June 2019, at least 10 countries (Belgium, Denmark, Germany, Greece, Italy, the Netherlands, Portugal, Romania, Slovakia, and Spain) initiated or adopted anti-money laundering and transparency legislation, all with the potential to hamper the civil society sector (Activizenship 2019: 16-17). Much of this was related to the transposition at national level of the 4th EU Anti-Money Laundering Directive (Directive (EU) 2015/84). This creates significant overregulation and excessive bureaucratic burden on NGOs whose exceptional situation was not taken into account. Moreover, disproportionate sanctions in case of non-compliance were included and there are privacy concerns around individual donor and beneficiary information. The lack of adaptation of this legislation to the specific situation of NGOs was often due to their lack of involvement in its preparation, with the exception of Slovakia (Activizenship 2019: 19).

 

RESTRICTING FUNDING

The notion of transparency has been used by states as a reason to impose additional requirements and restrictions on NGOs. Thus, draft bills and policies were proposed that would require NGOs to report more frequently on funding received or report extensively on foreign-sourced funding (Activizenship 2019: 18). These activities were often coupled with smear campaigns that labelled NGOs as ‘foreign agents’ (see i.e. CSOSI 2019: Slovakia, CSOSI 2019: Romania, CSOSI 2019: Bulgaria). Following a 2018 Hungarian law on the transparency of organisations (that the European Court of Justice ruled violated freedom of association), a group of countries, including Poland, Bulgaria and Greece, proposed or introduced similar legislation in 2020. The stated aim was to improve transparency, but it overburdened and stigmatised the civic sector (Activizenship 2020: 13).

A group of Bulgarian MPs from a parliamentary group in the ruling coalition proposed a package of amendments to the Not-for-Profit Legal Entities Act (NGO Law) and several other laws. It would oblige non-profit entities with public benefit status to report all income from foreign sources above roughly EUR 500 within seven days from receiving the funding. A second incompliance could even trigger the dissolution of the organisation.

In Greece, the government passed a law at the beginning of 2020 that required all NGOs working with migrants to submit information about membership and employees in a public register, while all NGOs would be required to re-register (Spyratou 2020: 108-111).

Attempts to adopt similar legislation have also been undertaken the Netherlands, Germany, Belgium, Denmark, and Poland.

 

IMPOSING LEGAL CHALLENGES

Long before COVID-19, governments were finding ways to restrict freedom of association. To this end, anti-terrorist and public security legislation has been used against activists and organisations. In the UK, documents leaked in September 2017 revealed the use of anti-terror strategies to monitor Muslim activism and charitable work, as well as activism by anti-war, anti-fracking, pro-Palestinian, anti-austerity, and animal rights campaigners (CIVICUS Monitor 2018; UN, HRC 2017). In Spain anti-terrorism legislation has been used much more frequently against activists and dissenters from 2017 (The Guardian 2018).

Following the murder of Samuel Paty in France in October 2020, the French Minister of the Interior announced that the government would send a proposal to dissolve the organisation Collectif contre l'Islamophobie en France (CCIF) within two weeks. The grounds for this were not specified. (ECNL 2020). This decision may not fulfil the international and European standards that establish when a dissolution can be imposed.

In France and Germany, the adoption of the 2016 European Directive on trade secrets (Directive (EU) 2016/943), which aims to protect business information in private enterprises, could lead to the hampering of NGOs in relation to information. German Federal Law 19/4724 includes a very broad definition of ‘trade secret’ and does not explicitly exclude journalists from its application.

Similar concerns were raised in France concerning the law on business secrecy (LOI n° 2018-670). All these worries can be justified by the number of lawsuits taken out in recent years by corporations against journalists and NGOs attempting to keep them accountable, using Strategic Lawsuits Against Public Participation (SLAPPs). Such cases have been reported in France, the United Kingdom, Portugal, and Estonia and most were related to activists and NGOs working in the area of environmental protection (including extractive industry oversight) and animal rights (Activizenship 2019: 27).

The extraordinary measures aiming to counter the COVID-19 pandemic became an excuse to propose legislation restricting the ability of environmental and nature conservation NGOs to operate. The Slovenian government adopted measures to change the criteria allowing NGOs access to the environmental impact assessments of building planning demands (Activizenship 2020: 34). A similar solution was also adopted by Poland as part of its so-called anti-crisis shield legislation.

 

HAMPERING PUBLIC PARTICIPATION

Finally, what we can observe over recent years have been attempts to undermine the influence of NGOs on the decision-making process. It concerned accessing information of public interest, opaque or apparent involvement in decision-making processes, restrictions to advocacy, hurdles in accessing policy-makers, and public consultations.

In Austria, in October 2018, a last-minute amendment to the Environmental Impact Assessment Act was introduced by the Austrian People’s Party (ÖVP) and the Freedom Party (FPÖ), preventing organisations with fewer than 100 members from conducting environmental impact assessments (CIVICUS Monitor 2019).

In Germany, a call came during the ruling CDU party congress for a legislative change that would mean environmental organisations could not sue the government over environmental standards (Civic Space Watch2019). Comparable changes were proposed in 2019 in Poland in relation to Directive 2011/92/EU.

Moreover, amendments to the NGO law in Bulgaria proposed reducing some of the functions of the Civil Society Development Council, an advisory body to the Council of Ministers, including setting the priorities for and the distribution of public funding to the sector (Letter from Bulgarian CSOs 2020). In this respect, it is also worth mentioning changes proposed by Slovenia, Poland, Croatia, and the Czech Republic (see ECF 2020 and CSE2020).

Everything discussed above only confirms the need to closely monitor the impact of changes in lawmaking and law enforcement on freedom of association. Regardless of the general state of the civic space in particular countries, there are NGOs everywhere whose activities now abut legal constraints. It would be worthwhile for them to learn from each other how to overcome these challenges.

Share: