Как в России решают проблему изменения климата

image-9
ВИКТОР ЧИСТЯКОВ, Экологический правовой центр «Беллона»

Делегация России подписала Парижское соглашение (ПС) 22 апреля 2016 года.1Последовавшие за этим законодательные меры показали, что Россия была намерена исполнять Парижское соглашение еще до того, как формально присоединилась к нему 21 сентября 2019 года.2 Как отмечало Минприроды России,3 по российскому законодательству присоединение к ПС не требует ратификации и выражается в его принятии. Присоединяясь к ПС, Россия согласилась признать обязательность Парижского соглашения и интегрировать его положения в свои нормативные правовые акты.

Предполагается, что каждое подписавшее ПС государство достигнет глобального пика выбросов парниковых газов в кратчайшие сроки и примет обязательства в отношении определяемых на национальном уровне вкладов (ОНУВ). Российская Федерация поставила целью снижение выбросов парниковых газов до уровня 70-75% от выбросов базового 1990 года.

Чтобы обеспечить преемственность и приоритетность законодательных мер в связи с реализацией ПС в России, были намечены три основных задачи:

  • разработка стратегии долгосрочного развития с низким уровнем выбросов
  • сокращение выбросов парниковых газов
  • план адаптации национальной экономики к изменениям климата

 

СТРАТЕГИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ

3 ноября 2016 года Правительство РФ утвердило план реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов.4 В соответствующем распоряжении Правительства первоочередное внимание было уделено оценке макроэкономических последствий присоединения к ПС с учетом прогноза социально-экономического развития страны. В частности, Минэкономразвития было поручено разработать проект стратегии долгосрочного развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.

Министерство опубликовало первый проект такой стратегии спустя четыре с лишним года, в марте 2020-го.5 Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного управления было рекомендовано руководствоваться положениями стратегии в своем планировании и включать их в программы деятельности подведомственных предприятий.

В рамках стратегии были рассмотрены четыре основных сценария, в том числе базовый и интенсивный. Согласно базовому сценарию, который, по мнению Министерства, наиболее реален, уровень выбросов к 2030 году вырастет по сравнению с 2017 г. (1,58 млрд. тонн, или 51% от уровня 1990 года). Базовый сценарий предусматривает формирование правовой и методической основы для технологической трансформации экономики, введение национальной системы углеродного регулирования и развитие климатического мониторинга. Меры, которые предстоит реализовать в рамках этого сценария, включают увеличение генерации на основе возобновляемых источников энергии, масштабную электрификацию и цифровизацию транспорта, отказ от сплошных рубок и охрану лесов от пожаров.

Интенсивный сценарий предполагает к 2050 году снижение выбросов на 48% от уровня 1990 года и достижение Россией углеродной нейтральности во второй половине 21-го века. Страна также будет принимать меры по снижению спроса на ископаемое топливо и стимулировать использование возобновляемых источников энергии.6

РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ

В ноябре прошлого года президент Путин подписал указ, согласно которому правительство должно обеспечить сокращение выбросов парниковых газов7 с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и при условии устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации. Правительству было дано указание разработать и утвердить Стратегию социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. Затем Россия сообщила секретариату Рамочной конвенции ООН о своем первом определяемом на национальном уровне вкладе (ОНУВ), согласно которому к 2030 году объем выбросов парниковых газов планируется ограничить уровнем 70% от значения 1990 года.

Одним из основных нормативных актов в этой области стал проект федерального закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов».8 Он был внесен Минэкономразвития в 2018 году и претерпел ряд изменений. Законопроект вводит обязательные требования к основным источникам выбросов СО2, регулирует выдачу разрешений на прямые выбросы парниковых газов для организаций и устанавливает целевые показатели прямых выбросов как для Российской Федерации в целом, так и для отдельных отраслей. Он также вводит налоговые льготы для компаний в качестве стимулирования их деятельности по сокращению выбросов или их поглощению и предусматривает механизм передачи единиц сокращения и единиц поглощения парниковых газов.9

Минэкономразвития России также подготовило проект концепции системы учета, регистрации, выпуска в обращение и зачета результатов климатических проектов, о чем сообщалось 24 августа 2020 г. Проект предусматривает создание национального регистра климатических проектов и реестра углеродных единиц, а также проведение верификации климатических проектов в соответствии с международным стандартом.10 Создание системы климатических проектов рассматривается как способ привлечения устойчивых и зеленых инвестиций в российскую экономику.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО АДАПТАЦИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ КЛИМАТА

Еще одним важным законодательным шагом стало утверждение «Национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата» распоряжением от 25 декабря 2019 года,11 опубликованным 4 января 2020 г. В национальном плане определены первоочередные меры по адаптации экономики и государственного сектора к изменениям климата, включая такие отрасли, как транспорт, топливно-энергетический комплекс, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, природопользование и промышленный комплекс. Планом предусмотрены приоритетные меры адаптации к изменениям климата: энергоэффективность, развитие возобновляемых источников энергии, эффективное использование материалов и декарбонизация. Национальный план действий устанавливает сроки внесения изменений в действующие нормативные акты и подготовки новых законопроектов с указанием ведомств, ответственных за реализацию этих законодательных инициатив. И наконец, в нем говорится о подготовке национального плана мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года.

Согласно Национальному плану действий, несколько нормативно-правовых документов следовало подготовить до конца 2020 года. Министерство экономического развития разработало проект федерального закона, в котором вводится понятие «адаптация к изменениям климата», дается его определение и указаны пути реализации Национального плана действий органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях.

Министерство также подготовило проект приказа об утверждении методических рекомендаций по оценке климатических рисков, ранжированию адаптационных мероприятий по степени их приоритетности и формированию отраслевых, региональных и корпоративных планов адаптации к изменениям климата, а также основных показателей достижения целей адаптации к изменениям климата.12

Наконец, Минприроды разработало проект приказа «Об утверждении типового паспорта климатической безопасности территории субъекта Российской Федерации».13 Цель документа – обеспечение унифицированного подхода к обоснованию и разработке региональных планов адаптации к изменениям климата; также в паспорте будут представлены наблюдаемые и прогнозируемые тенденции изменений климата.

 

ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПАРИЖСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

Несколько нормативно-правовых документов по исполнению обязательств в рамках Парижского соглашения были приняты в 2019 году:

1) В январе 2019 года Министерство природных ресурсов и экологии опубликовало паспорт национального проекта «Экология»,14 предусматривающего эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию несанкционированных свалок и снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха.

2) В мае 2019 года вышел Указ Президента РФ № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности».15 В указе говорится о поддержке международных усилий, направленных на противодействие изменению климата, но в то же время объявляются недопустимыми ущемление интересов государств-производителей энергоресурсов и намеренное игнорирование отдельных аспектов устойчивого развития.

Интеграция обязательств в рамках Парижского соглашения в структуру российского экологического права идет успешно. Заявленная цель перехода к низкоуглеродной экономике свидетельствует о том, что Россия намерена применять мировые практики и следовать зеленой повестке в развитии социально-экономического и энергетического секторов. После того как российское правительство и отраслевые министерства доработают проекты законов и стратегий низкоуглеродного развития, новые правовые нормы будут внедрены на всех уровнях государственного аппарата. Это означает, что на международном и национальном уровне Россия войдет в круг государств-лидеров в области устойчивого развития.

Share:
  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2016 г. № 670-р.http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201604200001 (по состоянию на 22 декабря 2020 г.)
  2. О принятии Парижского соглашения. Постановление Правительства № 1228 от 21 сентября 2019 г. http://static.government.ru/media/files/l0US0FqDc05omQ1VgnC8rfL6PbY69AvA.pdf (по состоянию на 22 декабря 2020 г.)
  3. Об участии России в Парижском соглашении по климату: справка Минприроды России. http://government.ru/docs/37917/(по состоянию на 22 декабря 2020 г.)
  4. Рамочная конвенция ООН об изменении климата. Определяемый на национальном уровне вклад Российской Федерации,
    https://www4.unfccc.int/sites/ndcstaging/PublishedDocuments/Russia per cent20First/NDC_RF_eng.pdf(по состоянию на 22 декабря 2020 г.)
  5. «Стратегия долгосрочного развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года» Министерство экономического развития РФ. 23 марта 2020 г.https://economy.gov.ru/material/file/babacbb75d32d90e28d3298582d13a75/proekt_strategii.pdf(по состоянию на 22 декабря 2020 г.)
  6. Digges, Charles. "Russia publishes baby-steps plan toward a low carbon future." (“Россия публикует постепенный план продвижения к низкоуглеродному будущему”) The Bellona Foundation.
    https://bellona.org/news/climate-change/2020-03-russia-publishes-baby-steps-plan-toward-a-low-carbon-future/ (по состоянию на 22 декабря 2020 г.)
  7. Указ Президента РФ от 4 ноября 2020 г. № 666
    http://kremlin.ru/acts/bank/45990(по состоянию на 22 декабря 2020 г.)
  8. Проект федерального закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов» от 4 декабря 2018 г.
    https://regulation.gov.ru/p/86521(по состоянию на 22 декабря 2020 г.)
  9. Russia floats first law to regulate CO2 emissions (Россия принимает первый закон, регулирующий выбросы CO2). Climate Change News. 22 марта 2019 г.
    https://www.climatechangenews.com/2019/03/22/russia-floats-first-law-regulate-carbon-emissions/ (по состоянию на 22 декабря 2020 г.)
  10. Минэкономразвития России подготовило проект концепции о российской системе обращения углеродных единиц. 24 августа 2020 г. https://www.economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_rossii_podgotovilo_proekt_koncepcii_o_rossiyskoy_sisteme_obrashcheniya_uglerodnyh_edinic.html(по состоянию на 22 декабря 2020 г.)
  11. «Национальный план действий первого этапа адаптации к изменениям климата». Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2019 г. No 3183-р.
    http://government.ru/docs/38739/(по состоянию на 22 декабря 2020 г.)
  12. «Об утверждении Методических рекомендаций и целевых индикаторов по адаптации к изменению климата» от 9 ноября 2020 г.
    https://regulation.gov.ru/Projects/List?type=Grid#npa=110257(по состоянию на 22 декабря 2020 г.)
  13. Проект приказа «Об утверждении типового паспорта климатической безопасности территории субъекта Российской Федерации» от 21 октября 2020 г.
    https://regulation.gov.ru/Projects/List?type=Grid#npa=109590 (по состоянию на 22 декабря 2020 г.)
  14. Паспорт национального проекта "Экология"
    http://www.mnr.gov.ru/activity/directions/natsionalnyy_proekt_ekologiya/ (по состоянию на 22 декабря 2020 г.)
  15. «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности», Указ Президента РФ № 216 от 13 мая 2019 г.
    http://www.kremlin.ru/acts/bank/44252(по состоянию на 22 декабря 2020 г.)

Tackling Climate Change in Russia

image-9
By VIKTOR CHISTYAKOV, Ecological Rights Centre Bellona

The national delegation of Russia signed the Paris Climate Agreement (PCA) on 22 April 2016.1The legislative steps that ensued demonstrated Russia's commitment to implementing the Paris Agreement before it technically joined the treaty on 21 September 2019.2 The Ministry of Environment noted3 that joining the PCA did not require a separate legal act under federal law. By joining the PCA, Russia acceded to its binding nature and committed to integrating it within domestic legal norms.

Under the PCA, each signatory is expected to reach a global peaking of greenhouse gases in the shortest possible time and to establish binding commitments for nationally determined contributions (NDC). The Russian Federation set its national goal for reducing greenhouse gas emissions at 70-75 per cent from 1990 levels.

To ensure continuity and prioritisation of legislative efforts taken in connection with implementing the PCA in Russia, they were divided into three major tracks:

  • the development of a long-term, low-emission development strategy
  • a reduction in greenhouse gas emissions
  • a plan for adapting the national economy to climate change

 

STRATEGY FOR LONG-TERM DEVELOPMENT WITH LOW GREENHOUSE GAS EMISSIONS

On 3 November 2016, the Russian government approved a timeline of legislative and policy measures.4 Through a resolution, it prioritised conducting a macroeconomic evaluation and an evaluation of the impact of the planned adoption of the PCA on national socio-economic development. Importantly, the resolution assigned the Ministry of Economic Development to work on the National Strategy for long-term development on the reduction of greenhouse gas emissions by 2050.

Over four years later, in March 2020, the Ministry of Economic Development released the first draft of its long-term, low-carbon strategy.5 This requests that federal executive authorities use it for planning at regional and subregional levels, along with incorporating it into the work of subordinate enterprises.

Under the strategy, four main scenarios were considered, including the basic and intensive scenarios. Under the basic scenario, which the Ministry said was most feasible, 2030 emissions would increase from the 2017 level (1.58 billion tons, or 51 percent of the 1990 levels). The basic scenario also provided for creating a legal and methodological basis for the transformation of the economy, a system of national regulation of greenhouse gas emissions, and a climate monitoring system. The measures to be supported under this scenario were renewable energy generation, the electrification and digitisation of transport, stopping the clearing of forests, and protecting the forests from fires.

Opting for an intensive scenario means emissions would be cut by 48 per cent by 2050 from the 1990 levels, with Russia becoming carbon-neutral later in the century. The country would also seek to reduce demand for fossil fuels and boost renewable energy.6

REGULATION OF GREENHOUSE GAS EMISSIONS

Last November, President Putin signed an executive order to direct the government to work on reducing greenhouse gas emissions.7 Additionally, it emphasised the maximum absorptive capacity of forests. The order specified that any action to cut emissions must take into account the need to ensure steady and balanced socio-economic development and called upon the government to draft and ratify a socio-economic strategy up to 2050 that factored in lower emissions. Russia then submitted its 2020 NDC to the Secretariat of the UN Framework Convention on Climate Change, stating that it aimed to limit greenhouse gas emissions to 70 per cent of 1990 levels by 2030.

One major piece of legislation that is in draft form is a federal law titled ‘On State Regulation of Greenhouse Gas Emissions’8 This was introduced by the Ministry of Economic Development in 2018 and has gone through a series of changes. The draft law introduces mandatory requirements for the major CO2 emitters, regulates the issuing of permits for direct greenhouse emissions for the organisations, and sets target indicators for direct emissions for the Russian Federation as a whole and for specific industries. It also introduces tax incentives for companies reducing or capturing their emissions and includes the mechanism for transferring the units of emission reduction and absorption of greenhouse gases9

The Ministry of Economic Development of Russia also prepared a draft concept policy for accounting, registration, entry into effect and review of climate projects on 24 August 2020. The draft envisions the creation of a national registry of climate projects and a database of carbon units while the climate projects are proposed to be verified under an international standard.10 Partaking in the climate projects is viewed within the draft as a means of drawing sustainable and green investment into the Russian economy.

NATIONAL ACTION PLAN FOR ADAPTATION TO CLIMATE CHANGE

Another major legislative step was the approval of the National Action Plan for the first stage of adaptation to climate change in December 2019.11 The resolution was published on 4 January 2020. It determined priority measures to adapt economic and government sectors to climate change, including transport, the fuel and energy complex, construction, housing and communal services, nature management, and the industrial complex. It also set such priority measures for adaptation to climate change as energy efficiency, renewable energy, efficiency of materials, and decarbonisation of hydrocarbon production. The National Action Plan laid out a timeline for enacting certain amendments to existing laws and introducing new draft laws while appointing the line Ministries in charge of implementing the legal initiatives. Finally, it mentioned the preparation of a national action plan for the second stage of adaptation that would take place in the run-up to 2025.

According to the National Action Plan, a number of legislative steps were to be taken by the end of 2020. The Ministry of Economic Development composed a draft Federal Law, defining and introducing the term ‘adaptation to climate change’ and outlining the ways the state agencies at federal and regional levels would handle implementation.

The Ministry also created a draft resolution establishing methodological recommendations for climate risks, order of priority for climate adaptation events, public and private sector plans for adapting to climate change, and target indicators of climate adaptation.12

Finally, the Ministry of Environment created a draft order ‘On the Model Passport of Climate Security of a Territory of a Subject of the Russian Federation’.13 This draft serves to create a unified approach to developing regional plans of adaptation to climate change and the passport would also present the current and prospective climate trends.

 

OTHER LEGISLATIVE STEPS TAKEN TO IMPLEMENT THE PCA

A number of legal documents were also adopted in 2019 in order to fulfill the obligations under the PCA:

  • The Ministry of Environment published a passport of the National ‘Ecology’ project in January 201914 that requests the efficient management of consumption and production waste, including the elimination of unauthorised waste sites and lowering air contamination.
  • In May 2019, Presidential Executive Order No. 216 ‘Regarding the Approval of the Doctrine of Energy Security’ was published.15 The order recognised the international efforts to counter climate change. At the same time, it considers unacceptable any measures to undermine the interests of countries producing energy resources and ignoring certain aspects of sustainable development.

The integration of PCA commitments into the framework of Russian environmental law has worked well. The commitment to transforming the national economy towards a low-carbon one means Russia would adopt worldwide practices and follow the green agenda in the development of its socio-economic and energy sectors. Once the Russian government and line ministries finalise the draft laws and strategies of low-carbon growth, the legal norms will be internalised at all levels of bureaucratic machinery. This means that, internationally and domestically, Russia would join a circle of sustainable development leaders.

Share:
  1. Government Resolution dated April 14 2016 № 670-r. (In Russian)
    http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201604200001 (accessed 22 December 2020).
  2. On Accession to the Paris Agreement. Government Resolution № 1228 (in Russian). 21 September 2019. http://static.government.ru/media/files/l0US0FqDc05omQ1VgnC8rfL6PbY69AvA.pdf (accessed 22 December 2020).
  3. On Russia’s Partaking in the Paris Agreement: A Note by the Environment Ministry of Russia (in Russian). http://government.ru/docs/37917/ (accessed 22 December 2020).
  4. United Nations Framework Convention on Climate Change, Nationally Determined Contribution of the Russian Federation,
    https://www4.unfccc.int/sites/ndcstaging/PublishedDocuments/Russia per cent20First/NDC_RF_eng.pdf(accessed 22 December 2020).
  5. ‘Long-term Development Strategy with Low Greenhouse Gas Emissions to 2050.’ Resolution of the Ministry of Economic Development. 23 March 2020. https://economy.gov.ru/material/file/babacbb75d32d90e28d3298582d13a75/proekt_strategii.pdf(accessed 22 December 2020).
  6. Digges, Charles. "Russia publishes baby-steps plan toward a low carbon future." The Bellona Foundation.
    https://bellona.org/news/climate-change/2020-03-russia-publishes-baby-steps-plan-toward-a-low-carbon-future/ (accessed 22 December 2020).
  7. Presidential Executive Order dated 4 November 2020 No. 666 (in Russian).
    http://kremlin.ru/acts/bank/45990(accessed 22 December 2020).
  8. Draft federal law, ‘On State Regulation of Greenhouse Gas Emissions’, dated 4 December 2018 (in Russian)
    https://regulation.gov.ru/p/86521 (accessed 22 December 2020).
  9. Russia floats first law to regulate CO2 emissions. Climate Change News. 22 March 2019.
    https://www.climatechangenews.com/2019/03/22/russia-floats-first-law-regulate-carbon-emissions/ (accessed 22 December 2020).
  10. Ministry of Economic Development of Russia Prepared a Concept Policy for the Carbon Units System (in Russian). 24 August 2020. https://www.economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_rossii_podgotovilo_proekt_koncepcii_o_rossiyskoy_sisteme_obrashcheniya_uglerodnyh_edinic.html(accessed 22 December 2020).
  11. "National Action Plan for the first stage of adaptation to climate change." Government Resolution dated 25 December 2019 No. 3183-r.
    http://government.ru/docs/38739/ (accessed 22 December 2020).
  12. ‘On Approving the Methodological Recommendations and Target Indicators Concerning Climate Change Adaptation’, dated 9 November 2020 (in Russian)
    https://regulation.gov.ru/Projects/List?type=Grid#npa=110257 (accessed 22 December 2020).
  13. Draft Order ‘On the Model Passport of Climate Security of a Territory of a Subject of the Russian Federation’, dated 21 October 2020 (in Russian)
    https://regulation.gov.ru/Projects/List?type=Grid#npa=109590 (accessed 22 December 2020).
  14. Passport of the National Ecology Project
    http://www.mnr.gov.ru/activity/directions/natsionalnyy_proekt_ekologiya/ (accessed 22 December 2020).
  15. Regarding the Approval of the Doctrine of Energy Security”, Presidential Executive Order No. 216 dated 13 May 2019
    http://www.kremlin.ru/acts/bank/44252 (accessed 22 December 2020).