Парижское соглашение по климату: главное, что нужно знать

by Jmdigne at Flickr. CC BY-NC 2.0
by Jmdigne at Flickr. CC BY-NC 2.0
ДАРЬЯ СОБОЛЕВА, Венский университет

Парижское соглашение по климату (ПС) – международный договор, призванный переориентировать мировую экономику и образ жизни людей на более экологичное и устойчивое развитие в рамках борьбы с изменениями климата и их последствиями. Соглашение было принято по итогам Парижской конференции в декабре 2015 года и вступило в силу 4 ноября следующего года после ратификации 55 участниками. К началу 2017 года количество ратифицировавших ПС стран достигло 125. На сегодняшний день ПС подписали 196 государств и ратифицировали 188. Среди стран, которые не ратифицировали соглашение, следует отметить Ирак, Иран и Турцию.

Соглашение является продолжением Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) и предусматривает комплекс мер и целей для содействия ее осуществлению. РКИК, подписанная в 1992 году, стремилась прежде всего к стабилизации выбросов парниковых газов для предотвращения их опасного воздействия на климатическую систему планеты.

Парижское соглашение ставит своей главной целью «[…] удержание прироста глобальной средней температуры намного ниже 2 °С сверх доиндустриальных уровней и приложение усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5 °С».

Для этого ПС полагается на ряд определенных методов. Так, в соглашении предусмотрены различные промежуточные задачи, которые будут использоваться как инструменты достижения общей поставленной цели. К ним относятся стремление государств как можно скорее достичь глобального пика выбросов парниковых газов и принятие обязательств относительно определяемых на национальном уровне вкладов (ОНУВ). Предполагается, что страны будут представлять свои ОНУВ в рамках глобального подведения итогов каждые пять лет, начиная с 2023 года. Отдельным пунктом ПС рассматривает вопросы прав человека, признавая, что изменение климата вызывает озабоченность всего человечества, и призывая государства при решении проблем, связанных с изменением климата, уважать, поощрять и принимать во внимание свои обязательства в области прав человека.

Евросоюз и страны ЕС, представив свои определяемые на национальном уровне вклады (ОНУВ), выразили таким образом готовность снизить к 2030 году выбросы парниковых газов как минимум на 40% по сравнению с 1990 годом. Между тем Российская Федерация определила свой долгосрочный показатель ограничения антропогенных парниковых газов к 2030 году как 70-75% от уровня 1990 года. Как и страны ЕС, Россия взяла на себя обязательства по разработке и принятию законодательных и нормативных актов, обеспечивающих достижение к 2030 году заявленных показателей ОНУВ.

Делать выводы и оценивать прогресс в достижении ОНУВ можно будет только в 2023 году и каждые последующие 5 лет. Пока о прогрессе судить трудно, хотя следует подчеркнуть, что сторонам Соглашения удалось подробно описать свои вполне амбициозные, но добросовестные намерения.

В июне 2017 года президент США Дональд Трамп объявил, что с 4 ноября 2020 года США выходят из Парижского соглашения, мотивируя такое решение тем, что ПС создает препятствия для развития американской экономики. Американский президент выразил намерение договориться о новых условиях Соглашения, но это предложение сразу же отвергли правительства Германии, Франции и Италии, а сами действия Трампа осудили на международном уровне лидеры Канады, Франции и Германии. В то же время, вопреки ошибочным ожиданиям Трампа, что внутри страны выход из ПС пройдет гладко, многие города и штаты, включая Питтсбург, заявили, что будут продолжать выполнять условия соглашения. К ним присоединилась и бизнес-элита Америки, выкупив целую полосу газеты The New York Times, чтобы разместить там жесткую критику действий президента. Этот вопрос стал камнем преткновения и на недавних президентских выборах в США, когда тогдашний кандидат и в итоге победитель Джо Байден заявил, что в первый же день своего президентства своим указом вернет страну в Парижское соглашение по климату. Верный своему слову, Байден выполнил свое обещание вскоре после инаугурации.

Выход США из Парижского соглашения имел как отрицательный, так и положительный эффект. Отрицательным стало то, что многим странам был дан сигнал: крупнейшая экономика мира и один из главных загрязнителей планеты пытается идти своим путем, ослабляя тем самым авторитет Соглашения. Несмотря на это, многие страны решительно подтвердили серьезность своих обязательств в рамках Парижского соглашения, тем самым по сути превратив США в страну-изгоя в области зеленых технологий.

Share:

The Paris Climate Agreement: A Primer

by Jmdigne at Flickr. CC BY-NC 2.0
by Jmdigne at Flickr. CC BY-NC 2.0
By DARYA SOBOLEVA, University of Vienna

The Paris Climate Agreement (PCA) is an agreement to help shift the global economy and way of living towards a greener, more sustainable future as part of the effort to fight the advance and effects of climate change. It was agreed to in Paris in December 2015, and came into force on 4 November the following year after being ratified by 55 states. By early 2017, the number of nations ratifying the PCA had climbed to 125. Today, 196 states have signed the PCA, with 188 states ratifying it. Notable among those missing are Iraq, Iran, and Turkey.

The Agreement followed on from the United Nations Framework Convention on Climate Change (UNFCC) as a set of measures and goals to aid its implementation. The UNFCC, negotiated and signed in 1992, had the ultimate goal of stabilising greenhouse gas emissions in order to prevent hazardous interference with the planet’s climate system.

The central aim of the PCA, broadly, is to, “[…] strengthen the global response to the threat of climate change by keeping a global temperature rise this century well below 2 degrees Celsius above pre-industrial levels and to pursue efforts to limit the temperature increase even further to 1.5 degrees Celsius.”

The PCA intends to fulfil those aims through a number of methods. There are various sub-goals in the agreement, which are intended to be used as tools to achieve the PCA’s larger aim. These include an agreement by parties to reach a global peaking of greenhouse gases in the shortest possible time, and to establish binding commitments for nationally determined contributions (NDCs) from each state. There was also an allowance for those nations to transparently disclose their NDCs every five years, beginning from 2023. The PCA also included a separate clause to include human rights within its provision, acknowledging that climate change is a common concern and state parties have obligations to respect, promote, and consider human rights when addressing climate change.

Thus, by submitting their Intended Nationally Determined Contributions (INDCs), the European Union and its member states have emphasised their commitment to reducing greenhouse gas emissions by at least 40 per cent by 2030 compared to 1990. The Russian Federation, meanwhile, has identified its long-term indicator for limiting anthropogenic greenhouse gases to 70-75 per cent of 1990 levels by the year 2030. As well as EU member states, Russia has undertaken its obligations to elaborate and adopt legislative and regulatory acts providing for the achievement of the stated INDC target by 2030.

Drawing conclusions and assessing the progress on how the NDCs are being implemented will only be possible in 2023 and every 5 years after that. It is hard to judge progress so far, though it has to be emphasised that parties to the Agreement have managed to describe their ambitious but fair intentions thoroughly.

In June 2017, US President Donald Trump announced that he was to withdraw the country from the Agreement, effective from 4 November 2020. The reasoning given by the US President was that the PCA was a hindrance to the American economy. Trump said that he would attempt to renegotiate the Agreement, a move that was turned down immediately by the governments of Germany, France, and Italy. The move was also condemned internationally by the governments of Canada, France, and Germany. If Trump had been expecting a smooth exit domestically from the PCA, he was mistaken. Multiple cities and states, including Pittsburgh, stated that they would continue to follow the PCA. American businesses even joined in, taking out a full-page advert in The New York Times that lambasted Trump for his move. The issue would become a contentious one in the recent US election, with then-candidate and eventual winner Joe Biden stating that the US would, via executive order, re-enter the PCA on his first day in office. True to his promise, Biden did so immediately after his inauguration.

The withdrawal of the US from the PCA had both negative and positive effects. Negatively, it signalled to many other countries that the world’s largest economy, and one of the planet’s worst polluters, was seeking to go it alone, weakening the standing of the Agreement. However, many nations quickly reaffirmed their own commitments to the PCA, essentially turning the US into a pariah state in terms of green technology.

Share: