Нидерланды как первый шаг: судебные иски после дела Urgenda

image-11
ПИТ КАРВИЛЛ, Legal Dialogue Playbook

Решение по делу «Urgenda» в 2019 году, в котором суд постановил, что правительство Нидерландов должно признать стратегию борьбы с изменением климата частью своих обязательств в области прав человека, положило начало серии «климатических» судебных процессов по всему миру.

В ходе процесса ряд гражданских организаций направили в суд обращения, в которых выразили обеспокоенность изменением климата, а успех истцов быстро привел к подаче таких исков по всему Европейскому Союзу. За этим, в свою очередь, последовали другие судебные процессы, в частности в Португалии, Франции и Ирландии.

ПОРТУГАЛИЯ

В сентябре прошлого года юные активисты движения за климат из Португалии подали в Страсбургский суд жалобу против 33 стран с требованием установить более существенные показатели снижения выбросов парниковых газов с целью гарантии физического и психического благополучия будущих поколений.

Среди тридцати трех указанных в жалобе государств были члены Европейского Союза, а также Великобритания, Норвегия, Россия, Турция, Швейцария и Украина. Заявители добивались постановления суда, которое обязало бы ответчиков защитить право молодых людей «заниматься спортом на открытом воздухе и жить свободно от тревоги». Финансовая поддержка иска была обеспечена за счет краудфандинговой кампании, собравшей 27 000 фунтов стерлингов.

“Ситуация ужасна”, - заявил в интервью корреспонденту британской газеты The Guardian Джероид О Куинн, директор организации Global Legal Action Network, оказавшей прямое содействие иску. "По сравнению с климатической угрозой Covid покажется мелочью. Учитывая актуальность борьбы с выбросами, мы считаем, что нашему делу должно быть уделено приоритетное внимание».

ФРАНЦИЯ

В марте 2019 года четыре неправительственные организации Франции подали в административный суд Парижа иск против французского правительства, заявляя, что государство не исполняет свои обязанности по охране окружающей среды. Иск, сопровождаемый петицией с 2,1 млн подписей, был подан организациями Notre affaire à tous, la Fondation pour la nature et l’homme, Greenpeace France и Oxfam France.

По примеру упомянутого выше дела «Urgenda» французский иск был основан на положениях ряда имеющих обязательную силу международных договоров, включая Европейскую конвенцию о правах человека, Хартию окружающей среды 2004 года, Киотский протокол и Парижское соглашение по климату.

Как сказала в то время Марта Торре-Шауб, старший научный сотрудник Национального центра научных исследований (CNRS), в интервью France 24: «Французское законодательство уже содержит необходимые инструменты для обеспечения мер по борьбе с изменением климата. И если администрация не выполняет свои обязанности, французские граждане имеют полное право обратиться в суд».

В феврале 2021 года суд в Париже вынес решение в пользу истцов, признав государство виновным в невыполнении принятых им обязательств в области борьбы с глобальным потеплением. В интервью The Guardian исполнительный директор Гринпис Франсуа Джульяр сказал: «Это историческая победа климатической справедливости. Это решение не только учитывает то, что говорят ученые и чего ждут люди от государственной политики Франции, но и способно вдохновить людей всего мира обращаться в суд, чтоб призвать свои государства к ответу за изменение климата».

ИРЛАНДИЯ

В Ирландии организация Friends of the Irish Environment обратилась в суд с просьбой о судебной проверке действий правительства, которое организация обвинила в нарушении Конституции из-за недостаточных мер по смягчению последствий изменения климата. Рассмотрение иска, сопровождавшегося петицией с тысячами подписей, длилось три года. В итоге Верховный суд в Дублине согласился с тем, что ирландское правительство нарушило свои обязательства.

Своим решением Верховный суд подтвердил, что Национальный план смягчения последствий изменения климата не содержит достаточно конкретных указаний на то, какие именно меры позволят достичь показателя сокращения выбросов парниковых газов на 80% к 2050 году, установленного Законом о климате 2015 года. Суд таким образом подготовил почву для отмены и пересмотра Национального плана.

Об этом по завершении ирландского дела заявила юрист по экологическому праву Тесса Хан. «Тот факт, что это произошло также и в Ирландии, подтверждает, что мы действительно можем использовать судебные иски для привлечения правительств к ответственности за изменение климата», - сказала она, добавив: «Такие дела имеют реальные последствия. Это не просто интеллектуальные упражнения юристов по выработке интересных решений. Это путь к важным изменениям».

 

Share:

The Road from The Netherlands: Climate Litigation Post-Urgenda

image-11
By PETE CARVILL, Legal Dialogue Playbook

The Urgenda decision in 2019 has paved the way for climate litigation around the world. This case saw a court rule that the Dutch government should include its climate strategy as part of its human rights obligations.

The case saw a number of civil society organisations express their concerns about climate change through submissions to the court.

The success of the Urgenda plaintiffs swiftly led to similar claims across the European Union. This was, in turn, followed by similar allegations that became lawsuits in Portugal, France, and Ireland, among others.

 

PORTUGAL

In September last year, young climate activists from Portugal filed suit at the European Court of Human Rights in Strasbourg against 33 countries, demanding more-ambitious emissions cuts to safeguard their future physical and mental wellbeing.

The thirty-three states named in the suit were those of the European Union, plus the UK, Norway, Russia, Turkey, Switzerland, and Ukraine. The plaintiffs’ aim was to have the court issue binding orders on these countries to protect the right of young people to ‘exercise outdoors and live without anxiety’. Funding for the case came through a crowdfunding campaign that raised £27,000.

Gearóid Ó Cuinn, the director of the Global Legal Action Network, which pushed the case, told The Guardian at the time, “The situation is dire. The climate threat dwarfs Covid. Given the urgency of dealing with emissions, we think our case should be a priority.”

 

FRANCE

In March 2019, four French NGOs went to the administrative court in Paris and filed suit against the French government, saying that the state had failed in its environmental obligations. The suit, accompanied by a petition with 2.1m signatures, was filed by Notre affaire à tousla Fondation pour la nature et l'homme, Greenpeace France, and Oxfam France.

The lawsuit in France looked to the Urgenda case, mentioned above, and was based on a series of binding agreements including the European Convention on Human Rights, the 2004 Environmental charter, the Kyoto Protocol, and the Paris Climate Agreement.

Marta Torre-Schaub, a Senior Fellow at the National Centre for Scientific Research (CNRS), told France 24 at the time, “Under French law, we already have the instruments required to enforce climate action. And if the administration fails to meet its obligations, then French citizens are perfectly right to go to court.”

In February 2021, a court in Paris ruled in favour of the plaintiffs, finding the state guilty of not meeting its engagements in combatting global warming. Speaking to the UK’s The Guardian newspaper, executive director of Greenpeace Francois Juillard, said, “This is an historic win for climate justice. The decision not only takes into consideration what scientists say and what people want from French public policies, but it should also inspire people all over the world to hold their governments accountable for climate change in their courts,”

 

IRELAND

In Ireland, the Friends of the Irish Environment applied for a judicial review, accusing the Irish government of breaching the country’s Constitution in its below-par efforts to mitigate climate change. The action, accompanied by a petition with thousands of signatures, took three years to wend its way through the process. However, at the end, the Supreme Court in Dublin, agreed that the Irish government was in breach of its obligations.

The decision by the Supreme Court affirmed that the National Mitigation Plan did not give enough detail on how the the goal of an 80 per cent reduction in greenhouse gases by 2050 will be met. That target had been put in place by the Climate Act 2015. In its ruling, the court paved the way for the National Mitigation Plan to be ‘quashed’ and redone.

Environmental lawyer Tessa Khan said at the conclusion of the Irish case. "I think the fact that this has also happened in Ireland really does vindicate this idea that we can use litigation to hold governments accountable for climate change," she said. She added, "These cases have real impacts. They're not just a kind of interesting intellectual exercise for lawyers to produce interesting decisions. It's about change that matters."

 

Share: